Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали знаменитое и многим памятное евангельское чтение о том, как в стране Гадаринской Иисус встретил бесноватого, в котором сидел целый легион бесов. Иисус повелел бесам вселиться в стадо свиное, которое тут же бросилось в Геннисаретское озеро.

И дальше очень важный момент: хозяева этого стада – язычники, – увидев чудо и поверивши в него, не стали препираться и требовать компенсации очень большого материального ущерба, но, однако, попросили Иисуса, чтобы Он от них просто ушел, вместо того, чтобы подумать как-то измениться. Конечно, это то, что происходило в действительности, но эта история является и притчей, которая объясняет то, что в действительности постоянно происходит с нами.

Зачем нужно было Иисусу, чтобы бесы вселялись в стадо свиное? Для того, чтобы показать явным образом то, что обычно происходит скрытым образом, когда мы носим в себе этот самый легион бесов. Мы уподобляемся нечистым животным, свиньям. Тут может вспомниться и притча о блудном сыне, но еще и псаломское вспоминается: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им», — вместо того, чтобы быть подобным Богу, как он был изначально.

А что мы делаем дальше, уподобившись свиньям? Мы бросаемся в воду и тонем на собственную погибель, сами себя убиваем. Вот что означает дать над собой власть бесам, которые в нас вселяются. И когда мы видим, что есть возможность исцеления, когда  мы приближаемся к Богу хотя бы мыслью и понимаем это, то какая у нас на это реакция? Держаться подальше: «Этого нам не надо, дай нам жить той жизнью, которая  у нас есть».

Жизнь свиней нас, может быть, абстрактно рассуждая, не радует, но когда речь идет о выборе между вот этой жизнью и какой-то непонятной, то, конечно, мы выбираем жизнь свиней и радуемся ей до тех пор, пока сами не бросились в море.

Вот о чем говорит эта притча, если кратко и поверхностно. Но что нам делать, если мы за собой это осознаем? Конечно, тут самый тонкий момент, что надо захотеть исцеления и не захотеть, чтоб Господь ушел,  потому что если мы захотим, то Он уходит, как и произошло в этой истории.

Здесь можно вспомнить поведение исцелившегося человека. Он сразу захотел присоединиться к ученикам, которые ходили за Господом, но Иисус сказал ему этого не делать, а вместо этого надо идти и проповедовать о том, что с ним было. То есть надо жить там, где ты находишься, пусть это для внешнего взгляда будет и без присутствия Божия, но с учетом всех аскетических поправок можно сказать так: люди будут видеть, как ты живешь. И так просветится путь наш пред человеками, как они увидят наши дела. Если они будут добрыми, то будет от них свет, а если злыми – будет тьма.

А Господь нас не оставляет. Если мы хотим исцеления, то потом у нас будет какая-то другая жизнь. Мы не знаем, какая она будет, нас это страшит, а та, которая у нас есть, хоть мы на нее сильно ругаемся, но мы к ней привыкли, она нас не страшит. В медицине это называют вторичной выгодой от болезни. Конечно, каждый бы хотел выздороветь, но для этого надо отказаться от того, к чему он уже привык, приспособился к этой болезни, и предпочитает болеть, чем оказаться в какой-то неопределенности. Поэтому в обычной светской медицине вытащить такого пациента из его болезни сложно – это не только в психиатрии, а вообще во всей медицине. И это так прежде всего в духовной медицине.

Когда мы это осознаем, то, может быть, чувствуем свое бессилие в том, чтоб с этим справиться. Может быть, мы и знаем какие-то хорошие рекомендации, но совершенно не знаем, как их применить к себе. Но есть одна хорошая рекомендация, которую можно применять всегда, а за ней последуют и остальные: осознать свое бессилие и сказать «Господи, помоги». Надо просто призвать Бога как Петр: «спаси нас, погибаем!».

Так всегда можно сказать, всегда можно остановиться в течение своей жизни, куда бы мы ни летели, в какую бы пропасть – остановиться и сказать «Господи, помоги!». Это от нас и требуется прежде всего, и помощь обязательно будет сразу, а ситуация может меняться постепенно, не сразу, но это дело Божие, а не наше. А нам надо жить по воле Божией – это главное. Поэтому надо тормозить в своем полете, даже если мы летим как свиньи в Геннисаретское озеро, и говорить «Господи, помоги!».

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)