Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня последнее воскресение, которое напрямую связано с самим днем Воскресения. После пасхального дня мы вспоминаем уверение Фомы, когда он сначала отказался поверить, – это восьмой день после Воскресения по церковному счету. И сегодняшний праздник тоже связан с самим днем Воскресения, Иосифом, Никодимом и женами мироносицами. А последующие воскресные службы будут связаны так или иначе с преполовением Пятидесятницы. Что же мы сегодня празднуем?

Сегодня мы празднуем то, как пришли к Гробу Христа те, кто особо не считался Его учениками. Во-первых, это были женщины, на которых особого внимания не обращали, хотя их было довольно много, и они были заметны, конечно, но особого расчета на них не делали. Но именно они оказались первыми и главными свидетелями Воскресения Христова. Во-вторых, пришли ученики Иосиф с Никодимом, но они были тайными, и поэтому о них тоже не было ничего известно. А все остальные не пришли, потому что находились в состоянии весьма и весьма растерянном.

Наше церковное предание извлекает очень много уроков из этого, их все невозможно перечислить, но в наши смутные времена один урок является особо актуальным. Когда  начинается что-то полезное где-то, то обычно это имеет очень мало приверженцев. Кто-то начинает учить правильному христианству, когда все вокруг неправильно. Так было и со Христом.  Конечно, большинство отвергает, насмехается, ведет себя агрессивно. Но меньшинство, которое этому следует, все же появляется, хотя может и не появляться, но вот у Христа оно появилось.

А дальше неизбежно появляется этап, когда это меньшинство терпит поражение – по крайней мере, так кажется со стороны. По нему наносятся какие-то удары, потому что идти против общества, тем более, в религиозных делах, значит вызывать очень большую агрессию. А если в ответ на агрессию ты продолжаешь делать то, что ты делаешь, то агрессия начинает переходить в какие-то осязаемые формы, и все это выглядит как поражение меньшинства.

На самом деле там, конечно, не поражение – об этом нам говорит и сегодняшний день, — но сами ученики и последователи чаще всего тоже думают, что это поражение, и вот что они дальше делают? Конечно, было бы лучше, если бы они духовно прозирали, что это не поражение, а все это послужит к славе, но обычно так никто не делает, а как раз ощущают поражение. И вот тут момент истины – разделяются настоящие последователи от ненастоящих, от тех, кто был просто увлечен каким-то порывом, эмоциональным увлечением, или за друзьями пошли, за хорошей компанией. Но теперь это все отлетает, а что остается?

У большинства, прямо скажем, ничего и не остается. А если что-то и остается, что что-то такое глубокое и далекое, что они сами не могут в себе это найти и этому последовать. Да, если потом все обернется хорошо, то кто-то из них и обернется, но в большинстве своем они пропадают. Но некоторые думают, что хоть все и пропало, но правда-то здесь, а тогда какая же еще может быть жизнь? Надо и в поражении оставаться там, где правда. И именно это являют жены мироносицы и тайные ученики.

Конечно, у жен-мироносиц тайные надежды все-таки были, но и их сознание говорило им, что тут все проиграно. Но даже если проиграно, то это не повод уходить с поля боя, а надо делать то, что здесь остается сделать, и даже просто оставаться на поле боя – это уже самое главное. И вот они остаются.

Надо сказать, что в истории Церкви никогда не было никаких движений в пользу истины, которым не надо было бы проходить через такой период. Церковь все время живет волнами, а не так, что вот испытала когда-то евангельские пертурбации, а потом только расцветала, в том числе, от крови мучеников. В конечном итоге это так, разумеется, но если смотреть с точки зрения современников, то было совершенно не так.

Церковь все время приходила то в очень спокойное и тихое состояние, сытое, но начинала раздираться внутренними склоками, перерождаться. Начинали происходить какие-то неприятности, гонения, опять выяснялось, кто есть кто.  Надо сказать, что внешние гонения во времена христианской империи тоже происходили часто, потому что императоры часто становились еретиками, и ереси часто становились господствующим вероисповеданием,  причем это началось с Константина Великого, через два года после Никейского собора. Церкви пришлось уходить в подполье, и это неоднократно повторялось даже в те благословенные времена, лучше которых для Церкви, наверное, и не было.

А другие времена, которые были попроще, похуже и пораньше или, наоборот, попозже, тем более не приносили стабильности Церкви – Церковь перерождается. Даже когда Церкви дают легальное существование, оно оказывается для нее хуже нелегального, ведет к разным катастрофам. Мы это видим на примере собственной Российской церкви.

Происходит катастрофа, и последователи Христа оказываются в меньшинстве, и это меньшинство вызывает на себя агрессию. Мы можем вспомнить историю Истинно-православной Церкви в двадцатые годы. Было много энтузиазма, и хоть большинство было уничтожено, но оставшиеся держались этих принципов. И помним,  что на самом раннем этапе Истинно-православная Церковь в 1928 году была легальна, даже несколько месяцев никого не арестовывали, почти год.

И было довольно много людей, которые решили, что будут в этом меньшинстве, они шли на какие-то риски, страдания, но когда начались репрессии, то казалось, что все потеряно. И не только простые люди, а и идеологи, убегали из православия, в том числе один известный ученый, имя которого я даже не хочу называть, который был, может быть, уже тогда тайным монахом – и он убежал, потому что не хотел терять все в мире сем, хотя он не потерял бы, а приобрел.

Но вот те немногие, которые  остаются при поражении, они и являются в Церкви главными. Вот их сегодня особенный праздник. Они разного пола, но они являются главной несущей конструкцией Церкви. И никогда невозможно понять, кто это будет, пока не произошла критическая ситуация. Только заранее можно сказать, что из тех, кто на виду, большая часть окажутся не в их числе. И вот этим неизвестным, которые войдут в меньшее, но верное число последователей Христа, и посвящен сегодняшний праздник.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)