Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Сегодня, во вторник светлой седмицы, мы по обычаю нашего прихода всегда совершаем богослужение в честь мучеников Давидо-Гареджийских, которые по уставу грузинской Церкви празднуются именно в этот день. Пострадали они прямо на день святой Пасхи, но праздновать на день святой Пасхи неудобно. В понедельник светлой седмицы по уставу грузинской Церкви тоже неудобно праздновать, потому что этот день  у них как у нас Радоница – день поминовения усопших. И вот вторник – первый свободный день.

Мы тоже усвоили этот праздник, у нас в храме есть небольшая частичка мощей тех святых, которые были похоронены в Давидо-Гареджийском монастыре. Сама эта пустыня, где было очень много разных монастырей, и где до сих пор находится один из самых главных монастырей, существует, и можно туда пробраться, хотя она теперь оказалась на территории Азербайджана.

Как бы то ни было, эти святые нам особенно памятны и как преемники тех святых, которые в VI веке основали это монашество, и как непосредственно те, кто в ΧVII веке там жили и пострадали — кого мы сейчас и поминаем. По преданию, их было шесть тысяч человек, и все они оказались замучены, убиты войсками шаха Аббаса, которые вторглись в Грузию. Им предложили перейти в ислам, они не согласились и почти все были убиты.

Эту память мы совершаем сегодня, но вообще есть обязанность православных христиан, чтобы в дни светлой седмицы обязательно причащаться, участвовать в богослужении. Об этом даже есть правило VI  Вселенского собора – оно касается не самого первого дня Пасхи, а дней светлой седмицы. К сожалению, во многих странах установился такой нечестивый обычай, чтобы пьянствовать в пасхальную неделю, а не причащаться. Конечно, пьянствовать и причащаться было бы еще хуже, но тут надо что-то все-таки выбрать – выбрать именно причастие и евхаристию.

Конечно, никакого поста перед причастием быть не может – запрещено поститься в это время, — но подготовка к причастию не обязательно состоит во внешнем посте. Мы помним еще со времен Великого поста, что надо состояние души, которое приобретается постом, постараться сохранить в течение праздника, а состояние души, которое приобретается в течение праздника, надо сохранить в течение постов. Внутри у нас все время должен быть и пост, и праздник. Для этого мы и должны использовать такую череду периодов церковного календаря.

Сейчас, когда у нас внешним образом праздник, внутренним образом у нас тоже должен быть праздник, но при этом должен быть и пост, потому что пост от праздников внутренним образом неотделим. И очень важно, чтобы на светлой седмице все причастились – если не сегодня, то в другой день, но не позднее, чем в субботу. С вечера субботы этот период уже закончится и начнется другой период – будет праздничный день недели Антипасхи, а это тоже совершено особенный праздник. В этот день устанавливается еженедельное воспоминание Пасхи, но об этом потом – там будет свой устав.

Вот очень важно, чтоб после Пасхи у нас не кончилось христианство. Главная проблема христианской жизни заключается в том, чтобы после Пасхи не отпасть от Церкви. Для этого есть особенное правило. Вот очень помогает послужить пасхальную вечерню в день светлого Христова Воскресения – это первое правило. Второе правило: постараться хотя бы один раз причаститься в течение дней светлой седмицы. Третье правило: постараться подготовиться и ответственно послужить в Неделю Антипасхи. И еще есть правило: стараться внимательно обращаться ко всему, что предложит Церковь Божия к воспоминанию между Пасхой и Троицей. И вот так можно дотянуть до Троицы.

Дальше будет следующая проблема – еще более тяжелая, потому что те, кто не отпадают от Церкви до Троицы, обычно отпадают после Троицы, особенно уезжая на дачу. Надо уже сейчас заранее подумать, что будет такая проблема, что надо с ней что-то делать. Но прямо сейчас надо думать о том, что прямо сейчас.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)