Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы достигли, наконец, праздника Входа Господня в Иерусалим, когда у нас собирается всегда больше причастников, чем бывает на какой бы то ни было службе года, потому что на ночные службы самых главных праздников не все прихожане могут прийти, а вот на эту службу, которая бывает обычно утром, а не ночью, приходят все. Но сегодня видимость совершенно противоположная, то есть у нас, прямо скажем, не очень много народу сейчас стоит, но и не очень мало, потому что где двое, а тем более, как у нас, трое, там, конечно, уже точно Христос присутствует.

И, конечно, нас на самом деле и не трое, потому что видимым образом трое, но причащаются еще многие наши прихожане в этот день, и еще есть те, кто не причащается по разным причинам, но тоже молится и празднует, и кроме наших прихожан, есть еще другие православные христиане. Поэтому праздник никуда не девается, и церковное единство в праздник тоже никуда не девается.

Но вспомним, о чем праздник, что мы празднуем. Сегодняшнее богослужение настраивает нас на такое понимание Входа Господня в Иерусалим, которое изложено в Евангелии от Иоанна и которое читается за литургией, а есть и другое, от евангелиста Матфея, которое читается за утреней, но с пропуском. Вот если брать то, которое у Матфея, то Иисус приходит не просто в Иерусалим, а в храм, и выгоняет оттуда тех, кому там не следовало находиться. К этой сцене привязан рассказ о входе Господня в Иерусалим, а о воскрешении  Лазаря никакого упоминания нет. Поэтому сцена изгнания торгующих из храма пропускается на утрене, чтоб она не противоречила тому, о чем говорит наше сегодняшнее богослужение. А о чем оно говорит?

По Евангелию от Иоанна, сегодняшний праздник – это продолжение воскрешения Лазаря. Именно из-за того, что Он воскресил Лазаря, так Его встречали в Иерусалиме – об этом прямо говорит евангелист Иоанн. Что это означает для нас?

Означает, что дети, которые нами вспоминаются в связи с еще другими словами Христа — что надо быть, как дети, иначе не войти в Царствие Небесное, — приветствуют Того, Кто воскресил умершую душу. Потому что Лазарь – это не только человек, но также и образ умершей нашей души, которую Господь хочет воскресить, и, собственно, для этого воскрешает и тело человека прежде общего воскресения или, по крайней мере, при общем воскресении.

И вот если душа наша воскресает, то мы как дети принимаем Господа и Его встречаем. И это не может быть иначе. Как Господь еще отдельно объясняет фарисеям, что если им запретить, то камни возопиют. Потому что Господа воскрешающего детская душа, которая ничем не испорченная, или даже не душа, а камни, но лишь бы они не были отягощены грехами, встречают радостью и ликованием.

Но мы можем вспомнить и даже должны вспомнить, когда те же самые люди кричали «распни Его!». Да, они вели себя уже не как дети, а как взрослые, у которых уже другие интересы. А что это за интересы? Если посмотреть с христианской, духовной точки зрения на эти интересы, то мы скажем, что их не много, а только один. Этот интерес — смерть.

Потому что то, что они считают для себя хорошим, то, к чему они стремятся, то, чем они думают избежать смерти – это как раз и есть смерть, потому что отделение от Бога и есть настоящая смерть. Когда люди вырастают, у них пропадает идеализм, они стремятся жить жизнью, но на самом деле они стремятся умереть смертью, а вовсе не жить жизнью, несмотря на то, что они думают. И они не только сами умирают, но и убивают, и не только друг друга, но прежде всего – Бога. Конечно, убивают Бога в себе, но это приводит и к христоубийству.

Об этом нам будут повествовать следующие дни, начиная с завтрашнего. А сегодня мы должны постараться вот что сделать: постараться понять это детское ликование, которое даруется тем, чью душу воскрешает Христос, стараться в этом удержаться, в этом остаться, и не только чтобы самим не впадать в те злые помыслы, которые приводят к самоубийству, к убийству окружающих и к богоубийству, но чтобы также и не огорчаться на тех, кто впадает в эти помыслы. Конечно, трудно не огорчаться, но надо их принимать так же, как и Христос принимал, и молиться о них, чтобы Господь им не вменил греха.

Очень часто бывает, особенно для нас, христиан, когда мы не понимаем, что хорошо, а что плохо, или поздно это понимаем, и вроде бы выбираем то, что хорошо, но смотрим на тех, кто выбирает то, что нехорошо, начинаем на них гневаться, скорбеть, огорчаться. И тогда бывают последняя горше первых, потому что если бы мы сразу на кого-то огорчались, не будучи христианами, то это просто было бы плохо. А если мы уже знаем, что такое христианство, знаем, что такое воскрешение души, но все равно этим пренебрегаем, начинаем на кого-то гневаться и огорчаться, это не в два раза, а во много раз хуже, и это лишает нас пребывания с Богом, конечно, и ставит нас не просто в ряды богоубийц, а ставит нас в первые ряды богоубийц. А кто там был в первых рядах? Иуда – человек, которого Господь избрал, и который ближе всего стоял, с Ним ходил. Конечно, не только он был в первых рядах, но без него не обошлось. И вот нам надо постараться сделать так, чтобы там все-таки обошлось без нас.

Понятно, что необходимо прийти соблазнам, и они придут, но горе тому человеку, которым соблазны приходят, и он им не противостоит, и нам надо не оказаться таким человеком. А что для этого надо сделать? Надо быть, как дети, надо с ветвями, ваиями идти на сретение Христу, ничего не бояться, ни на кого не обижаться, не держать зла против кого бы то ни было, даже против торгующих в храме и тех, кого Господь изгнал. Видимо, поэтому так несовместимы эти рассказы евангельские – богослужение не допускает другого рассказа об этом сегодняшнем событии. И относиться надо ко всем так, как Господь относится. Если мы этого не можем и не понимаем, то надо просто повергать перед Богом свои немощи и просить, чтобы Он все восполнил, чего не можем мы сами.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)