Происхождение христианства на фоне религиозной раздробленности иудейского мира
Итак, первая христианская философия не была оригинальной христианской: она была заимствована в готовом виде у тех религиозных течений иудейского мира, которым наследовало христианство.
Религиозная жизнь иудеев в пору возникновения христианства была столь раздробленной, что сейчас нам весьма трудно сориентироваться в ней настолько точно, чтобы определить вклад отдельных религиозных движений в христианство. Так, одному из раввинов конца I века приписывается утверждение, что Иерусалим не был бы разрушен в 70 г. н. э., если бы иудеи не разделились на 24 враждующих секты. Живший в ту эпоху иудейский историк Иосиф Флавий называет всего три секты: фарисеи, саддукеи и ессеи,—но «беда» в том, что «ессеями» у него оказываются все те, кто не попал в две первые категории. Новый Завет упоминает фарисеев и саддукеев, но ясно дает понять, что далеко не исчерпывает этими сектами религиозную палитру: так, движение Иоанна Крестителя, о котором известно из того же Нового Завета, не принадлежит ни фарисейству, ни садду- кейству.
Поиски «иудейской матрицы» христианства принесли в последние десятилетия ощутимые результаты, и перспективы дальнейших поисков выглядят обнадеживающе.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что христианство стало продолжением одного из (возможно, даже не одного?) мессианских религиозных движений иудейского мира. Как выразился, несколько полемически, Кристофер Роулэнд (Ch.
Rowland), христианство стало «самой главной иудейской мессианской сектой». Действительно, с точки зрения объективной истории религий, точнее одной религии—иудаизма,—христианство вполне умещалось в понятие «иудейской секты». Впрочем, зеркально симметрично эта картина выглядит с точки зрения христианства, и христианские авторы всегда это сознавали, когда писали о иудаизме: все направления иудаизма, не признавшие Мессией (Христом) Иисуса, суть ереси, одно лишь христианство исполнило Закон Моисеев так, как это следовало. Но если посмотреть с безрелигиозной точки зрения, то и христианство, и иудаизм в его многочисленных версиях представляли собой лишь различные редакции ветхозаветной религии, причем основные особенности этих редакций определились еще до пришествия Христова.
Библиография: Ё. NODET, Essai sur les origines du juda’isme. De Josue aux Pharisiens (Paris, 1992) [англ. пер.: Search for the Origins of Judaism: From Joshua to the Mishnah (Sheffield, 1998) (Journal for the Studies of the Old Testament, Supplement]; CH. ROWLAND, The Open Heaven. A Study of Apocalyptic in Judaism and Early Christianity (N. Y., 1982); A. I. BAUMGARTEN, The Flourishing of Jewish Sects in the Maccabean Era: An Interpretation (Leiden—N.Y.—Koln, 1997) (Supplements to The Journal for the Study of Judaism, 55).